Preview

Архивъ внутренней медицины

Расширенный поиск

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЛИНЕЙРОПАТИИ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ НА ФОНЕ ХИМИОТЕРАПИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ФАРМАКОКОРРЕКЦИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЕЙДОН)

https://doi.org/10.20514/2226-6704-2018-8-2-137-144

Полный текст:

Аннотация

Цель нашего исследования — изучить клинические проявления полинейропатии у онкологических больных на фоне химиотерапии и возможность их фармакокоррекции препаратами витаминов группы В. Материал и методы. На первом этапе в период с мая по сентябрь 2017 года после периода скрининга методом последовательного включения в исследования вошло 219 пациентов (средний возраст 50,4±6,9 лет) из которых 105 (46,7%) женщин, проходящих курсы химиотерапии в Самарском областном онкологическом диспансере. Методом стандартного неврологического осмотра и опроса пациентов устанавливались клинические признаки полинейропатии: ее локализация, основные проявления, включая чувствительные и/или болевые расстройства. На II этапе проведена рандомизация лиц, имеющих клинические проявления нейропатии (n=60), на две группы: в 1-й (n=30) группе больные получали препараты группы витаминов В, во 2-й группе (n=30) — не получали витамины группы В. Длительность наблюдения составила 60 дней. Результаты. Установлено, что распространённость полинейропатии среди больных онкологического профиля, получающих химиотерапию, составляет 77,2%. Фенотип клинических проявлений, степень их выраженности, локализация, вероятно, обусловлены используемым химиотерапевтическим препаратом. Показана эффективность использования ступенчатой терапии препаратами группы В в аспекте уменьшения клинических проявлений полинейропатии. 

Об авторах

И. А. Золотовская
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


И. Л. Давыдкин
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Т. М. Локштанова
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


А. Е. Орлов
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарский областной клинический онкологический диспансер»
Россия


Список литературы

1. Beijers A., Mols F., Dercksen D., Driessen C., Vreugdenhil G. Chemotherapy-induced peripheral neuropathy and impacton quality of life after treatment with chemo therapy. J Commun Support Oncol. 2014; 12: 401–406.

2. Bakitas M.A. Background noise: the experience of chemotherapy-induced peripheral neuropathy. Nursing research. 2007; 56: 323-31.

3. Tofthagen C. Surviving chemotherapy for colon cancer and living with the consequences. Journal of palliative medicine. 2010; 13: 1389-91.

4. Mols F., Beijers T., Vreugdenhil G. et al. Chemotherapyinduced peripheral neuropathy and its association with quality of life: a systematic review. Supportive care in cancer: official journal of the Multinational Association of Supportive Care in Cancer. 2014; 22; 2261- 9.

5. Seretny M., Currie G.L., Sena E.S., Ramnarine S., Grant R., Mac Leod M.R., et al. Incidence, prevalence, and predictors of chemotherapy induced peripheral neuropathy: a systematic review and meta-analysis. Pain. 2014; 155(12): 2461–70.

6. Miltenburg N.C., Boogerd W. Chemotherapy-induced neuropathy: A comprehensive survey. Cancer Treat Rev. 2014; 40(7): 872-82. doi: 10.1016/j.ctrv.2014.04.004.

7. Argyriou A.A., Polychronopoulos P., Iconomou G. et al. A review on oxaliplatin-induced peripheral nerve damage. Cancer treatment reviews. 2008; 34: 368-77. Majithia N., Loprinzi C.L., Smith T.J. New practical approaches to chemotherapy-induced neuropathic pain: prevention, assessment, and treatment. Oncology (Williston Park). 2016; 30: 1020–9.

8. Chu S.H., Lee Y.J., Lee E.S., Geng Y., Wang X.S., Cleeland C.S. Current use of drugs affecting the central nervous system for chemotherapy-induced peripheral neuropathy in cancer patients: a systematic review. Support Care Cancer. 2015; 23: 513–24.

9. Hershman D.L., Lacchetti C., Dworkin R.H., Lavoie Smith E.M., Bleeker J., Cavaletti G. et al. Prevention and management of chemotherapy-induced peripheral neuropathy in survivors of adult cancers: American Society of Clinical Oncology clinical practice guideline. J. Clin. Oncol. 2014; 32: 1941–67.

10. Pachman D.R., Watson J.C., Loprinzi C.L. Therapeutic strategies for cancer treatment related peripheral neuropathies. Curr. Treat. Options. Oncol. 2014; 15: 567 — 80.

11. Ewertz M., Qvortrup C., Eckhoff L. Chemotherapy-induced peripheral neuropathy in patients treated with taxanes and platinum derivatives. Acta Oncol. 2015; 54: 587–91.

12. Beijers A.J., Jongen J.L., Vreugdenhil G. Chemotherapyinduced neurotoxicity: the value of neuroprotective strategies. Neth. J. Med. 2012; 70(1): 18–25.

13. Mols F., Beijers T., Vreugdenhil G., van de Poll-Franse L. Chemotherapy-induced peripheral neuropathy and its association with quality of life: a systematic review. Support Care Cancer. 2014; 22: 2261–9.

14. Tofthagen C. Surviving chemotherapy for colon cancer and living with the consequences. J. Palliat. Med.2010; 13(11): 1389–1391

15. Brundage M.Gropp M, Mefti F., Mann K., Lund B., Gebski V., Wolfram G., Reed N., Pignata S., Ferrero A., Brown C., Eisenhauer E., Pujade-Lauraine E. Health-related quality of life in recurrent platinum-sensitive ovarian cancer—results from the CALYPSO trial. Ann. Oncol. 2012; 23(8): 2020-7. doi: 10.1093/annonc/mdr583.

16. Cavaletti G., Marmiroli P. Chemotherapy-induced peripheral neuro toxicity. Curr. Opin. Neurol. 2015; 28 (5): 500-7. doi: 10.1097/WCO.0000000000000234.

17. Reeves B.N., Dakhil S.R., Sloan J.A. et al. Further data supporting that paclitaxel-associated acute pain syndrome is associated with development of peripheral neuropathy: North Central Cancer Treatment Group trial N08C1. Cancer. 2012; 118(20): 5171-8. doi: 10.1002/cncr.27489.

18. Hershman D.L., Weimer L.H., Wang A. et al. Association between patient reported outcomes and quantitative sensory tests for measuring long-term neurotoxicity in breast cancer survivors treated with adjuvant paclitaxel chemotherapy. Breast. Cancer. Res. Treat. 2011; 125(3): 767-74. doi: 10.1007/s10549-010-1278-0.

19. Mohty B., El-Cheikh J., Yakoub-Agha I et al. Peripheral neuropathy and new treatments for multiple myeloma: background and practical recommendations. Haematologica. 2010;95(2):311-9. doi: 10.3324/haematol.2009.012674.

20. Pachman D.R., Qin R., Seisler D.K., Smith E.M., Beutler A.S., Ta L.E., Lafky J.M., Wagner-Johnston N.D., Ruddy K.J., Dakhil S., Staff N.P., Grothey A., Loprinzi C.L. Clinical course of oxaliplatin induced neuropathy: results from the randomizedphase III trial N08CB (alliance). J. Clin. Oncol. 2015; 33(30): 3416-22. doi: 10.1200/ JCO.2014.58.8533.

21. Kidwell K.M., Yothers G., Ganz P.A., et al. Long term neurotoxicity effects of oxaliplatin added to fluorouracil and leucovor in as adjuvant therapy for colon cancer: Results from National Surgical Adjuvant Breast and Bowel Project trials C-07 and LTS- 01. Cancer. 2012; 118(22): 5614-22. doi: 10.1002/cncr.27593.

22. Mols F., Beijers T., Lemmens V. et al: Chemotherapy-induced neuropathy and its association with quality of life among 2- to 11-year colorectal cancer survivors: Results from the population-based PROFILES registry. J. Clin. Oncol.2013; 31: 2699-2707.

23. Tofthagen C., Donovan K.A., Morgan M.A., et al: Oxaliplatininduced peripheral neuropathy’s effects on health-related quality of life of colorectal cancer survivors. Supp. Care Cancer. 2013; 21: 3307-3313.

24. Wolf S.L., Barton D.L., Qin R., Wos E.J., Sloan J.A., Liu H. et al. The relationship between numbness, tingling, and shooting/burning pain in patients with chemotherapyinduced peripheral neuropathy (CIPN) as measured by the EORTC QLQ-CIPN20 instrument, N06CA. Support Care Cancer. 2012; 20(3): 625–32.

25. Cavaletti G., Marmiroli P. Pharmacotherapy options for managing chemotherapy-induced peripheral neurotoxicity. Expert Opin Pharmacother. 2018; 19(2): 113-121. doi: 10.1080/14656566.2017.

26. Ghavanini A.A., Kimpinski K. Revisiting the evidence for neuropathy caused by pyridoxine deficiency and excess. J. Clin Neuromuscul Dis. 2014; 16(1): 25–31.

27. Shenoy A.M. An asymmetric sensory polyneuropathy related to thiamine deficiency from a gluten-free diet. J. Clin Neuromuscul Dis. 2015; 16(4): 224–6.

28. Soloman L. Functional vitamin B12 deficiency in advanced malignancy: implications for the management of neuropathy and neuropathic pain. Support Care Cancer. 2016 Aug; 24(8): 3489-94. doi: 10.1007/s00520-016-3175-5

29. Schloss J.M., Colosimo M., Airey C., Vitetta L. Chemotherapy in duced peripheral neuropathy (CIPN) and vitamin B12 deficiency. Support Care Cancer. 2015 Jul; 23(7): 1843- 50. doi: 10.1007/s00520-015-2725-6.

30. Schloss J., Colosimo M.B. Vitamin Complex and Chemotherapy-Induced Peripheral Neuropathy Curr. Oncol. Rep. 2017; 19(12): 76. doi: 10.1007/s11912-017-0636-z.


Для цитирования:


Золотовская И.А., Давыдкин И.Л., Локштанова Т.М., Орлов А.Е. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЛИНЕЙРОПАТИИ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ НА ФОНЕ ХИМИОТЕРАПИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ФАРМАКОКОРРЕКЦИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЕЙДОН). Архивъ внутренней медицины. 2018;8(2):137-144. https://doi.org/10.20514/2226-6704-2018-8-2-137-144

For citation:


Zolotovskayaia I.A., Davydkin I.L., Lokshtanova T.M., Orlov A.E. CLINICAL SIGNS OF CHEMOTHERAPY-INDUCED NEUROPATHY IN CANCER PATIENTS AND PHARMACOTHERAPY CORRECTION OPTIONS. The Russian Archives of Internal Medicine. 2018;8(2):137-144. (In Russ.) https://doi.org/10.20514/2226-6704-2018-8-2-137-144

Просмотров: 131


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-6704 (Print)
ISSN 2411-6564 (Online)